Жизнь ребенка – самое ценное

Всемирный день предотвращения самоубийств или Всемирный день предотвращения суицида

 (англ. World Suicide Prevention Day) — международная дата, которая отмечается по всей планете ежегодно, начиная с 2003 года, десятого сентября, с целью содействия деятельности по предотвращению самоубийств во всем мире.

Этот день призван привлечь внимание органов государственного управления, депутатского корпуса, медицинских работников, организаций и учреждений различной ведомственной принадлежности, общественных и религиозных организаций и отдельных граждан к проблеме суицидального поведения.

Но в первую очередь – эта дата призвана обратить внимание взрослых на серьезность проблемы и на то, как важно устанавливать добрые, искренние отношения с детьми, чтобы ни один ребенок не мог усомниться в том, что «жизнь – прекрасна и удивительна».

В связи с этим обращаемся к родителям, законным представителям несовершеннолетних:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ДЕТЯМ!

«Однажды мама сказала пятнадцатилетней дочери: да какие у тебя проблемы?! Что такого в твоей жизни сложного, что ты сама не своя в последнее время, глаза на мокром месте без причины, делать ничего не хочешь! Дочь лишь промолчала в ответ, а мама все не могла утихомирить приступ «благородного возмущения».

Типичная картинка из жизни, не правда ли? Родители часто бывают недовольны апатичностью, закрытостью, перепадами настроения своих детей. Родители нередко утверждают, что трудности подростка просто смешны в сравнении с их, взрослыми, трудностями. Правильно ли это и к чему может привести такая позиция?

Оказывается, в современном мире  погрузиться в  тяжелые, негативные эмоциональные состояния могут не только зрелые люди, но и юные особы, коим взрослые приписывают лишь жизнеутверждающие переживания – радость, оптимизм, жизнелюбие. Родители уверены, что силы их чад-подростков практически неисчерпаемы и даже не подозревают о том, что  сын или дочь серьезно переутомились.

Хорошо, если переутомились физически! Такое утомление преодолеть несложно: восстановился сном, интересной деятельностью, походом, экскурсией, танцами и т. д.

А как быть с эмоциональной утомляемостью? Ее ребенок накапливает, сталкиваясь с семейным неблагополучием,  с непониманием и чрезмерной требовательностью взрослых, с неудачами в процессе учебы, с несоответствием самовосприятия и  статуса среди ровесников.

Вот и спасается от этого подросток апатией, нежеланием что-либо делать, уходом в себя. И чем дольше родители не будут признавать серьезность такого психического состояния ребенка, тем вероятнее усугубление ситуации, вплоть до возникновения подростковой депрессии.

На что бдительный родитель должен  обратить внимание, чтобы вовремя отреагировать на начинающуюся депрессию своего ребенка?  На следующие систематически и продолжительное время возникающие симптомы: замкнутость, апатия, боли (головные, желудочные, спинные), рассеянность, безответственность в поведении и выполнении обязанностей, прогулы учебного заведения, потеря аппетита или переедание, чувство грусти, беспокойства, безнадежности и ненужности, внезапное снижение успеваемости, употребление психоактивных веществ, избегание друзей и ранее приносивших удовольствие занятий.

Кто-то возразит, что многие из перечисленных факторов относятся к процессу гормональной перестройки организма подростка! Но давайте не будем путать реальные сложности со здоровьем, конкретные заболевания, диагностируемые медиками, и социальную апатию подростков, обострившуюся в последнее время и связанную с увеличением информационных потоков, возрастанием объемов необходимых, и не очень, знаний, повышением уровня родительских ожиданий от подростков, загруженностью самих детей, даже в детсадовском возрасте, и просто интенсивностью сегодняшней жизни.

Что же делать любящему родителю, если он все-таки заподозрил неладное в самочувствии своего ребенка?

            Прежде всего, попытаться гармонизировать отношения с подростком! Используя следующие приемы этого можно достичь довольно быстро, главное – не опускать руки, если первые попытки будут не совсем успешны.

         Воспитывая подростка, избегайте наказаний и унижений. Старайтесь закрепить в его памяти положительные стороны хорошего поведения. Постоянные наказания и унижения могут вызвать у ребенка чувство неполноценности и ненужности.

         Высказывая неудовольствие, оценивайте поступок, а не прошлые поступки, и ни в коем случае – личность подростка.

Позвольте ребенку совершать ошибки. Чрезмерное опекунство над ним и принятие решений за него, превратит ребенка в неуверенного человека.

Дайте ребенку чувство свободы. Он не может всегда поступать так, как Вы этого хотите.

Не заставляйте ребенка следовать вашему примеру и идти по жизни по вашим стопам. Не старайтесь превратить вашего ребенка в себя молодого. Ребенок не должен реализовывать в своей жизни ваши несбывшиеся надежды и мечтания.

Если Вы видите, что ребенок подавлен, найдите время чтобы поговорить с ним и выслушать его. Даже, если эта проблема с вашей точки зрения кажется незначительной, помните, что в возрасте ребенка, она может казаться концом света. Не обесценивайте его переживания!

Старайтесь избегать нравоучений. Вместо этого прислушайтесь к ребенку, возможно, Вы сможете лучше понять причины его эмоциональных проблем.

Избегайте фраз «я так и знал», «от тебя одни неприятности», «дети моих коллег таких проблем не имеют».

Во-вторых, задуматься, а какой пример я, родитель, подаю своему ребенку! И если жизнь взрослых в рамках семьи не заполнена увлечениями, содержательными разговорами, интересами, то о каком «огоньке» в глазах подростка можно мечтать!

В-третьих, почаще проявлять любовь! Хороши и слова, и поощрения, и объятья!

В-четвертых, обращаться к подростку за советом и не стесняться просить о помощи!

В-пятых, не стесняться обращаться за помощью к психологу, ведь совместно со специалистом разрешить возникшие проблемы будет значительно легче!