Некоторые итоги мониторинга

В Аппарате Уполномоченного по правам ребенка ЛНР изучается ситуация по оказанию психологических услуг детям.

Психологическая помощь, как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, — представляет собою востребованную сферу психологических услуг.
Отмечаем последовательную работу Министерства образования и науки ЛНР, Министерства здравоохранения ЛНР, Министерства труда и социальной политики ЛНР в данной сфере.
Согласно нормам действующего законодательства Луганской Народной Республики штатным расписанием образовательных организаций (учреждений) предусмотрено должности практического психолога и социального педагога, которые являются службой социально-психологической помощи, основная цель деятельности которых — психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в образовательных учреждениях, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Вышеназванные работники сферы образования также оказывают психологическую помощь родителям учащихся согласно графику работы консультационного пункта при образовательном учреждении Луганской Народной Республики.
Кроме этого, специалистами отдела практической психологии Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования» осуществляется методическое сопровождение практических психологов и социальных педагогов системы образования Луганской Народной Республики, проведение различных тематических семинаров, проектов профессионального развития, практикумов по организационно-педагогическим аспектам коррекционно-развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностям психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, о системе работы практического психолога с детьми и подростками с симптомами посттравматического состояния или посттравматического стрессового расстройства и т.д.
Особая роль в оказании услуг психодиагностики принадлежит психолого-медико-педагогической комиссии. ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия (консультация), т.е. организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля.
Цель ПМПК — организация помощи детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.
ПМПК
• Устанавливает статус ОВЗ.
• Решает вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду.
• Разрабатывает рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования, в том числе относительно диагностического периода обучения в образовательной организации; а также проведения итоговой аттестации. ПМПк — школьный психолого-медико-педагогический консилиум -необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы: осуществляет диагностику учащихся и консультирования родителей и педагога, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, готовит документы на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию)).
ПМПк — организовывается при образовательных организация (учреждениях) (как коррекционных, так и общеобразовательных) приказом руководителя образовательной организации (учреждения) при наличии соответствующих специалистов. Это систематически действующее, с постоянным составом участников, наделенное правом рекомендовать и контролировать совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе. Консилиум работает круглогодично, выявляя трудных обучающихся, обследует их, намечает планы работы с этими детьми, отслеживая динамику и корректируя методы и программу обучения ребёнку группы риска.
В ведении Минтруда ЛНР находятся следующие государственные учреждения Луганской Народной Республики, предоставляющие психологические услуги: Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Республиканский центр социально-психологической реабилитации детей» — учреждение социальной защиты, создано для продолжительного (стационарного) или дневного пребывания детей в возрасте от 3 до 18 лет, проведения психолого-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (сложных жизненных обстоятельствах), находящихся в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях, предоставляется социальная, психологическая, педагогическая, правовая и другие виды помощи.
Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Социальное общежитие для лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» — учреждение социальной защиты, предназначенное для временного проживания лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в возрасте от 18 до 23 лет, а также в случае приобретения лицом дееспособности в возрасте с 16 лет, с целью создания условий для их социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни. Учреждение обеспечивает жильем. Лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, проживающих в Учреждении, берут под социальное сопровождение специалисты центра социальных служб для семьи, детей и молодежи и предоставляют указанным лицам психологические, социально-педагогические, юридические, социально- экономические и информационные услуги.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский техникум-интернат» осуществляет свою деятельность по оказанию образовательных услуг инвалидам I, II и III групп, инвалидам детства, в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида, сиротам и лишенным родительской опеки, а также пострадавшим в результате военных действий, детям погибших ополченцев в возрасте от 16 до 30 лет. Учреждение обеспечивает социальную защиту, медико-психолого-педагогическую реабилитацию. Практический психолог Учреждения проводит тестирование учащихся, проводит индивидуальные и групповые консультации, помощь в социальной адаптации учащимся-инвалидам. Прием в Учреждение принимается на основании разработанных учебным заведением правил приема,
В государственном учреждении Луганской Народной Республики «Центр социально-психологической помощи» осуществляется предоставление неотложной комплексной помощи (психологических, социально-бытовых, социально-педагогических, социально-медицинских, информационных и юридических услуг) лицам, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Учреждение предоставляет в условиях круглосуточного стационара помощь и временный приют лицам, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются во временном убежище, в случае отсутствия у указанных лиц средств к существованию, а также обеспечивает их питанием.
В Учреждении работают два психолога, которые со всеми лицами, нуждающимися в психологической поддержке, проводят психологическую диагностику для дальнейшей психологической коррекции, реабилитации и адаптации. С детьми работает психолог-логопед, проводятся развивающие игры.            Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское детское учреждение санаторного типа «Незабудка» — детское учреждение санаторного тина, которое функционирует в течение года в котором дети находятся круглосуточно и где наряду с оздоровлением предоставляется комплекс специальных мер социального, воспитательного, медицинского, гигиенического, спортивного характера, направленных на восстановление и улучшение физического и психического состояния здоровы ребенка. Учреждение принимает для оздоровления детей в возрасте от 3 до 14 лет, которые находятся в Учреждении самостоятельно.
Эффективным практическим инструментом социальной поддержки семей с детьми является центр социальных служб для семьи, детей и молодежи (далее – ЦСССДМ). В процессе осуществления социальной поддержки Центры оказывают и психологические услуги (психологическая диагностика, направленная на выявление социально-психологических характеристик личности; обсуждение проблем и предоставление консультаций по решению социальных и психологических проблем, улучшению взаимоотношений с окружением; обучение преодолению трудностей и конфликтов с окружающими и между членами семьи, содействие в их решении; психологическая коррекция и психологическая реабилитация). ЦСССДМ функционируют в городах Алчевск, Кировск, Красный Луч, Луганск, Ровеньки, Стаханов, Краснодоне, Свердловске, Лутугинском и Перевальском районах.
Для раннего выявления и коррекции проблем развития нервно-психической сферы, лечения и профилактики психических и поведенческих расстройств, специалистами лечебно-профилактических учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения ЛНР, детям оказывается необходимая психопрофилактическая, консультативно-диагностическая и лечебно-реабилитационная психиатрическая, психотерапевтическая, психологическая, логопедическая и коррекционно-педагогическая помощь.
Амбулаторная консультативно-диагностическая психолого-психиатрическая помощь, полустационарная лечебно-реабилитационная психолого-психиатрическая помощь, стационарная лечебно-реабилитационная психолого-психиатрическая помощь предоставляется в детских кабинетах, диспансерных отделениях, стационарных отделениях профильных медицинских учреждений в городах и районах Республики.