Мнение

2

МНЕНИЕ.

Своими размышлениями о проблемах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с нами поделился Сергей, любезно предоставивший свой материал для размещения на сайте Уполномоченного по правам ребенка в рубрике «Наши дети».

Об авторе:   Сергей, 17 лет, студент, житель города Луганска.

Взгляд на проблему духовно-нравственного воспитания подростков.

Согласно исследованиям психологов, личность человека, ее основные морально-нравственные установки, ценностные ориентиры и жизненные воззрения заканчивают свое формирование на этапе достижения индивидом возраста 18 лет. Что же такое этот самый подростковый возраст и что по этому поводу говорят специалисты? Используя наработки специалистов в этой сфере, можно уместить объяснение этого явления в следующее понятие: Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Так, подростковый период относится к критически важным и к числу тех, в течение которого происходят фундаментальные преобразования в сфере сознания, мировоззрения и восприятия окружающего мира. Данный этап характеризуется сильным и стремительным ростом, изменением некоторых физиологических и психологических особенностей подростка. Особую роль в этом процессе играет половое созревание. И как раз на этом этапе встает вопрос об актуализации духовно-нравственных качеств формирующегося индивида. Тут стоит остановиться и дать объяснение относительно необходимости и целесообразности выработки таких установок. Дело в том, что на данном этапе, а именно на этапе полового созревания и приобщения к миру взрослых, основной формой общения и проявления личности подростка выступает демонстрация собственного характера,  и при отсутствии условий  для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям. Такое явление в психологии обозначают термином “сублимация”. Нравственное воспитание в таком случае является направляющим фактором и регулятором в вопросах проявления личных особенностей подростка, а также выступает как некие “рамки”, не позволяющие навредить самому подростку и его окружению. Так, что же такое нравственность? Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Но и этого недостаточно для конечного формирования личностной базы взрослого типа и создания условий для дальнейшего саморазвития в целом. Здесь нам стоит перейти к аспекту духовного воспитания. Во-первых стоит определиться с понятием и сущностью данного фактора. В. И. Даль говорил об этом так: Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности — религиозной. Религиозность — это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями. Духовность — это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Высокую духовность определяют такие качества, как любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная психологическая защита орга­низма в целом. В чем же цель такого воспитания? В качестве главной задачи воспитательного процесса выступает воспитание в ребенке самостоятельности в принятии решений, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Статистика говорит о низком проценте лиц подросткового возраста, которых интересуют вопросы нравственности и духовности. Такие личности обладают низким уровнем морального сознания. Также при исследовании главных ценностных ориентаций подростков выявился ряд наиболее обсуждаемых и актуальных тем:

— Личностное отношение по поводу себя

-Будущая жизнь и дальнейшая деятельность

-Любовь и семья

-Нормы поведения(этические)

-Собственная идентичность и ее основы

Наименьшие ценности для подростков в нашем обществе представляют: религия, волонтёрские движения и помощь ближним, вредные привычки.

Исходя из этого, можно выработать рекомендации и сделать некоторые выводы:

Проведя анализ вышеперечисленной информации и ряда статистических данных можно сказать, что современные лица подросткового возраста имеют  низкий уровень моральных качеств и духовно-нравственных основ личности. Основными факторам ценностной ориентации являются: личностное отношение, будущее, любовь и семья, этические нормы и личная идентичность. Основываясь на таких выводах можно выделить ряд рекомендаций. Например, реализация молодежных программ, направленных на повышение морально-этических и духовных основ сообщества в целом и молодежи, в частности, систематическое и последовательное использование в учебных программах уроков нравственно-духовного воспитания, начиная с начальной школы, мотивирование и создание благоприятных условий для роста общей культуры, выработки у детей и подростков активной гражданской позиции и чувства причастности к происходящему в обществе.